rooibos_girl (rooibos_girl) wrote,
rooibos_girl
rooibos_girl

Categories:

Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием? Японские ответы ... (Макико Накамуро)



Эта книжечка достаточно короткая, и поначалу показалась любопытной. В целом много интересных и спорных фактов, много очевидного: типа лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным :) Я бы пересказала ее парой предложений: чем больше вкладываться в обучение ребенка (чем ребенок меньше, тем эффект от вложений больше, а лучше ещё с беременности начинать читать развивающую литературу, чтобы к рождению иметь какое-то представление о разных аспектах здоровья и мозга ребенка), тем он будет успешнее. И родители должны держать руку на пульсе, следить за учебой и эмоциональным состоянием ребенка, и в самых плохих случаях переехать в лучший район/школу.  

Предисловие

Скажу сразу: у автора этой книги своих детей нет. Почему об этом спрашивают меня? Потому что я ученый и моя специализация – экономика образования. Люди могут обманывать, а данные – нет. Анализ собранной информации и понимание того, как устроено наше общество, способно кардинально изменить нашу жизнь.

Глава 1 Сила примера

Нет никаких гарантий, что мы, подражая другим, добьемся таких же успехов со своими детьми.

В историях успешных мам обычно не упоминаются факторы, которые оказывают самое решающее влияние на учебу ребенка (что подтверждено многочисленными научными исследованиям). Я имею в виду доход и образование родителей. Согласно японским исследованиям, успехов в учебе добиваются прежде всего дети из образованных и обеспеченных семей.

ответ на вопрос «Какое образование помогает вырастить успешных детей?» необходимо представить в виде цифр. Образование должно базироваться не на историях об успехе отдельных людей, а на научных фактах.

Глава 2 Можно ли поощрять детей с помощью вознаграждения?

Человек склонен преувеличивать значение прибыли, которая достижима в скором времени. Поэтому он делает разумные выводы только в отношении отдаленного будущего, а в ближайшем будущем предпочитает получить меньше, но раньше. Стратегия «морковка перед осликом» подталкивает ребенка к учебе и помогает не откладывать ее на будущее. Коэффициент окупаемости инвестиций в образование гораздо выше, чем у инвестиций в акции и ценные бумаги.

За что награждать?

Этот метод также называют методом входа и выхода. На входе, условно говоря, находятся время обучения и выполнение домашних заданий ("Ты получишь подарок, если прочитаешь эту книгу."), а на выходе – успеваемость ("Ты получишь подарок за хорошую отметку на экзамене.") Оценки повысились у детей, получавших вознаграждение за входные условия.

Ребенок начинает лучше учиться, если у него есть наставник или старший товарищ, который помогает ему и показывает, как достичь цели.

Когда дети получают вознаграждение на выходе, важно им объяснить, каким образом они могут улучшить свои оценки.

Лишает ли вознаграждение радости от процесса учебы?

В экономике вознаграждение называют внешним стимулом. Да, есть примеры того, как внешний стимул блокирует внутренний. Фрайер не выявил статистически значимой разницы во внутренних стимулах между экспериментальной и контрольной группами детей. Иными словами, дети из-за вознаграждения не потеряли «радости от учебы».

Более эффективно вознаграждение на входе, а не выходе; за близкий, а не удаленный по времени результат.

Уверенность в себе – не причина, а результат

Попытки повысить у детей самооценку не только не улучшают их успеваемость, но порой и ухудшают ее. хорошая успеваемость – это причина, а высокая оценка своих способностей – следствие. Если хвалить ребенка без причины и убеждать его, что «у него все получится», то можно вырастить человека с эгоистичными замашками и непомерным самомнением.

Как хвалить ребенка?

Результаты доказали: «если хвалить детей за способности (то есть за то, что они умные), они теряют стимул к учебе и их оценки ухудшаются». Когда мы хвалилим детей, важно делать акцент не на их способностях, а на том, чего они смогли добиться. Когда мы хвалим детей, важно не твердить им, что «они с этим справятся», а указывать на результат, которого им уже удалось добиться: «сегодня ты занимался целый час», «в этом месяце ты ни разу не опоздал и не пропустил занятия».

Вредны ли телевизор и компьютерные игры?

Эффект, оказываемый на детей телевизором и играми, не так велик, как было принято считать. Ограничивая количество часов за телевизором и играми, мы не заставим детей сесть за стол и начать учиться.

Вместе с родителями

Поверхностный контроль бесполезен. Для мальчиков лучше, чтобы вопросами учебы занимался отец, а для девочек – мать. 

В своем исследовании мы выделили четыре действия, с помощью которых родители младших школьников могут контролировать учебу:
– проверять, сделал ли ребенок домашнее задание;
– следить за его успехами;
– определять, сколько времени ребенок должен проводить за уроками, и контролировать выполнение;
– говорить ребенку, чтобы он учился.

Мы изучали вклад в учебу бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, а также других родственников, которые живут вместе с ребенком. Выяснилось, что их влияние не меньше, чем у родителей. Уделяйте вопросам учебы столько внимания, сколько сможете, а остальное пусть делают «помощники».

Влияние друзей

Находясь среди одноклассников с высоким средним баллом, ребенок испытывает положительное влияние. Один из способов повышения успеваемости – общение с отличниками. При этом важно знать:
– влияние отличников сказывается только на сильных учениках;
– неверно считать, что ребенку «достаточно иметь умных друзей».

Более того, ряд исследований подтверждает, что появление в классе способного ученика может оказать отрицательное воздействие на детей со слабой успеваемостью. наличие проблемного ученика в классе имеет причинно-следственную связь с общей успеваемостью класса. Из-за одного проблемного ученика в классе вероятность нарушения дисциплины у других повышается на 17 %. формирование групп по уровню успеваемости обладает выраженным эффектом для всего класса.

Плохие друзья – дорога к бедности

Что могут сделать родители? Если они чувствуют, что ребенок попал под сильное отрицательное влияние среды, решением может стать даже переезд в другое место. Многие родители беспокоятся, что при переезде ребенок испытает большой стресс. Но смена обстановки порой может защитить жизнь.

"В итоге процент переехавших детей, арестованных во взрослом возрасте за грабежи и разбой, оказался статистически гораздо ниже, чем в семьях, которые остались на прежних местах. Таким образом, переезд спас детей от негативного влияния среды."
Когда делать инвестиции в образование?

В экономике образования мнения исследователей часто расходятся, но на вопрос, на каком этапе образования можно получить максимальную прибыль, почти все ученые дают однозначный ответ: до того, как ребенок поступил в младшую школу (дошкольное образование).
Наибольшее значение она имеет до поступления в школу, а потом показывает тенденцию к снижению. В старших классах школы и институте, когда люди, как правило, делают самые большие вложения в обучение, прибыльность таких инвестиций по сравнению с периодом дошкольного образования довольна низкая.

Термин «человеческий капитал» подразумевает не только обучение, но и все знания и способности, которыми обладает человек. Инвестиции в него включают и формирование характера, и поддержание физической формы и здоровья. Очень важны и другие способности, о которых мы поговорим чуть позже.

Важность обучения дошкольников

Почему у детей дошкольного возраста инвестиции в человеческий капитал приносят самые высокие прибыли?

Во-первых, потому, что знания, полученные на этом этапе, важны для всего последующего обучения. Без таблицы умножения невозможно справиться с делением, а не зная деления, нельзя разобраться в дифференциальном исчислении.

Инвестиции в человеческий капитал необходимо делать в младшем возрасте.

Иными словами, дети, участвовавшие в программе дошкольного воспитания, не только обладали высоким уровнем IQ к моменту поступления в школу. В дальнейшем они получили более качественное образование, стабильную занятость и заработок, а также отличались низким уровнем правонарушений.

Вложения в дошкольное образование помогают воспитать трудолюбивых, законопослушных граждан, поэтому они полезны и обществу в целом.

Глава 3 Так ли важна учеба? Некогнитивные способности и успех

Что такое некогнитивные способности?

Это личностные характеристики и особенности характера, устойчивость, социальная коммуникабельность, целеустремленность. Честность, стойкость, коммуникабельность, любознательность и другие подобные качества – это то, чему можно научиться у окружающих. Школа – не просто место, где получают знания. Здесь дети учатся друг у друга и у преподавателей навыкам, которые помогут им в жизни.

Важные некогнитивные способности. Самоконтроль

«зефирный эксперимент»

Важные некогнитивные способности. Упорство

это свойство характера, которое позволяет прилагать усилия, добиваясь далекой цели, и не терять к ней интереса. Когда выходишь из стен института или университета, понимаешь, что есть более важные вещи, чем умение учиться. 

Метод тренировки некогнитивных способностей

Доказано, что самоконтроль, одну из важных некогнитивных способностей, удается тренировать, как мышцы. Профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуек доказал: дети с «гибким умом», то есть те, кто верит, что их способности даны им не от рождения, а приобретены трудом и могут развиваться, обладают ярко выраженным упорством.

Воспитание и доходы в будущем

Если с раннего возраста родители внушают ребенку основные моральные нормы, они одновременно развивают его некогнитивные способности. В результате возникает трудолюбие, которое ведет к высоким заработкам. Не обладая самоконтролем и откладывая выполнение задания на последний момент, они сохраняют эти привычки во взрослом возрасте – не могут избавиться от зависимости, не умеют копить деньги или соблюдать диету.

Что важнее?

Ради подготовки к экзаменам внеклассные занятия иногда бросают. Но к этому нужно относиться осторожно, ведь вы лишаете ребенка ценной возможности воспитать в себе некогнитивные способности, которые очень пригодятся ему в долгосрочной перспективе.

Глава 4 Эффективно ли обучение в маленьких классах?

Между человеком, который пошел работать после школы, и человеком, который начал работать после университета, разница в заработке в течение жизни составляет 100 миллионов иен. Вероятность выиграть в лотерее 100 миллионов равняется 1/10 млрд.

Маленькие классы и доходы в будущем

Успеваемость можно скорректировать, распространяя знания об экономической ценности образования. 

малочисленные классы в кратковременной перспективе показывают низкую эффективность по отношению к затратам. Во многих японских школах максимальное количество учеников в классе – 40 человек. Когда приходит новенький, класс делят на две группы – 20 и 21 ученик. при уменьшении группы по родному языку в младшей школе стандартное отклонение вырастает на 0,1, но по другим предметам или в школе средней ступени эффекта не было выявлено.

Нельзя зависеть от результатов тестов

стандартный анализ для оценки успеваемости – «производственная функция образования» (схема 5). Выходными данными в ней является успеваемость, а входные делятся на две крупные категории – «ресурсы семьи» (доход, образование родителей, структура семьи) и «ресурсы школы» (количество и качество учебного персонала, внеклассная деятельность и домашние задания).

Успеваемость определяется не только школой. Дом, где ребенок проводит большую часть времени, не менее, а то и более важен. Для успеваемости одинаково важно, в какой школе ребенок учится и в какой семье он родился и был воспитан.

Политика «равенства» по отношению ко всем детям на деле создает неравенство возможностей из-за разницы в образовании и доходе родителей.

«Равенство» приводит к расслоению

Дети начинают думать, что каждый может добиться успеха своими стараниями, а кто не преуспел, тот просто плохо старался

Глава 5 Что такое хороший учитель?

Хороший специалист не сравнивает одного ребенка с другим, а сравнивает его в прошлом и настоящем, помогает ему сегодня стать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня.

У экономистов в области образования нет ответа на вопрос, какие меры были бы эффективными для улучшения уровня учителей.

Если мы посмотрим на результаты зарубежных исследований, то из трех вариантов «увеличить зарплату», «отправить на семинары» и «отменить систему лицензирования» последний способ наиболее эффективен. Он снижает входной порог для будущих учителей и привлекает в школы способные кадры.
Tags: Книги, Конспект
Subscribe

  • Книги июня 2021

    Лиса (со мной) Все делают это: опять перечитывали Чудеса света + МЕМО весь мир: обожает, обкладывается карточками, ищет пары, ищет информацию…

  • Конференция "Билингвы. Как читать. Что читать"

    8-9-10 июня прошла конференция, было очень много спикеров, у меня есть все их презентации, если вдруг кому надо. Были утром и вечером по полчаса на…

  • Книги мая 2021

    Лиса (со мной) Алиса в Зазеркалье: я не планировала так рано ее читать, но она у нас уже пару лет стояла на полке, и Лиса настояла, что хочет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Книги июня 2021

    Лиса (со мной) Все делают это: опять перечитывали Чудеса света + МЕМО весь мир: обожает, обкладывается карточками, ищет пары, ищет информацию…

  • Конференция "Билингвы. Как читать. Что читать"

    8-9-10 июня прошла конференция, было очень много спикеров, у меня есть все их презентации, если вдруг кому надо. Были утром и вечером по полчаса на…

  • Книги мая 2021

    Лиса (со мной) Алиса в Зазеркалье: я не планировала так рано ее читать, но она у нас уже пару лет стояла на полке, и Лиса настояла, что хочет…